УПСК-1 — незаменимый помощник при проверке картриджа турбокомпрессора на течь масла

В подавляющем большинстве случаев проблемы с работой турбокомпрессора возникают вследствие неисправности в двигателе, либо из-за нарушений его эксплуатации. Если силовой агрегат работает нормально, в оптимальных режимах, то турбокомпрессор проработает без сбоев минимум 200 тысяч км пробега.

Еще один фактор, который часто влияет на работоспособность ТКР — качество масла и его уровень. По сути, любой турбокомпрессор на любой марке транспорта — это наиболее критичный «масляный» узел. Поэтому в моторы с турбонаддувом настоятельно рекомендуется заливать масло, специально предназначенное для такого вида силовых агрегатов.

Перегрев турбины также частая причина выхода из строя ТКР. Но тут опять-таки проблема не в самом турбокомпрессоре, а в моторе. Например, если в бензиновом двигателе в камеры сгорания поступает обедненная смесь или присутствует позднее зажигание, то температура выхлопных газов повышается. В дизелях к этому приводят отклонения при установке угла впрыска или перелив форсунок. Во всех описанных случаях в результате такого длительного воздействия  обгорают лопасти крыльчатки.

«Вытекающие» последствия

Для неспециалистов устройство турбокомпрессора может показаться достаточно простым. Мол, всего-то: несколько элементов корпуса, одна вращающаяся деталь и набор шайб и втулок. Но всё просто лишь на первый взгляд.

Дело в том, что для стабильного вращения ротора на невероятной скорости необходима постоянная смазка его подшипников. Причем смазка должна выполняться под давлением, чтобы возникал так называемый «масляный клин». От зоны выхлопа и наддува «масляную» часть корпуса отделяют уплотнительные кольца. Они выполняют сразу две функции: во-первых, препятствуют утечке масла; во-вторых, не дают проникать газам в зону подшипника.

Для производства уплотнительных колец используются, как правило, специальные виды стали. Однако на заводе «ТУРБОКОМ» реализовали наиболее грамотное решение — высокопрочный чугун (ВЧ). Это материал многократно увеличивает амортизацию уплотнительных колец, выдерживая высокие температуры и продолжительные динамические нагрузки.  Конечно, их изготовление требует жесткого соблюдения размерных и иных ГОСТов. Всё это возможно только при наличии высокотехнологичного оборудования и качественного исходного сырья. В «гаражах» достичь требуемого качества просто невозможно — очень скоро кольца на таком турбокомпрессоре износятся. Это в лучшем случае. В худшем — произойдет их разрушение. И что тогда?

Есть два развития событий. При износе или растрескивании уплотнительных колец будет нарушена герметичность, и масло из картриджа будет поступать в сторону турбины или компрессора. Если смазка попадает в турбину, то она сразу начинает пригорать в области того же кольца. Образуется нагар, который очень скоро приведет к поломке всех внутренних деталей ТКР. Наиболее характерным признаком подобной неисправности является «вой» турбокомпрессора. Когда же масло уходит в направлении нагнетателя, то на внешней стороне корпуса становятся видны его подтёки. Начинается потеря смазки со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

 

УПСК-1

Из всех причин возврата турбокомпрессора продавцу, наиболее частой является именно утечка масла через уплотнение ротора. Поэтому руководство завода турбокомпрессоров «ТУРБОКОМ» поставило задачу перед своим конструкторским отделом — разработать и изготовить стенд для проверки картриджа турбокомпрессора ( среднего корпуса в сборе) на течь масла. Стенд должен быстро определять, происходит ли унос моторного масла по вине возвращенного покупателем турбокомпрессора, что является основанием для его замены, или повышенный расход масла связан с неисправностью двигателя или маслопроводов транспортного средства, на который он был установлен после покупки.

В кратчайшие сроки данное устройство было спроектировано, изготовлено и испытано специалистами завода. Так появился УПСК-1 (переносной стенд для проверки среднего корпуса). Уже с 2010 года такими стендами снабдили всех дилеров и торговых представителей завода, предварительно обучив работе с испытательным стендом сотрудников этих компаний. Это сразу же привело к значительному сокращению претензий к качеству турбокомпрессоров торговой марки «ТУРБОКОМ». Как оказалось, основная масса претензий была связана с проблемами в работе самого двигателя, которые и привели к рекламации ТКР.

 

Технические характеристики УПСК-1

 

Напряжение, В__________________________________________________________380

Частота, Гц.____________________________________________________________50

Потребляемая мощность, кВт_____________________________________________1,25

Частота вращения электродвигателя, об/мин________________________________1450

Давление воздуха в системе, кГс/см2_______________________________________7,0

Давление масла, кГс/см2_________________________________________________5,0

Частота вращения ротора проверяемого узла, об/мин_________________________7000…8000

Марка используемого масла______________________________________________15W40

Масса УПСК-1, кг________________________________________________________116

Габаритные размеры в рабочем состоянии (Д*В*Ш), мм________________________760*1350*390