Ремонт турбокомпрессора своими руками — 2015.02.02

Миф о ремонте турбокомпрессора своими руками

Сегодня достаточно часто можно встретить описание ремонта турбокомпрессора своими руками. «Знатоки» наперебой дают советы, как отремонтировать тот или иной ТКР. Мол, большого ума тут не требуется, зато экономия средств.

Это основной аргумент, на который «ведутся» автомобилисты. Но это же является и первым мифом. Посудите сами, на дополнительные запчасти потратиться придется. Верно? Потребуется затратить личное время, которое можно было бы употребить с большей пользой. Согласны? И, наконец, как показывает практика, турбокомпрессор, отремонтированный своими руками, либо сразу выходит из строя, либо работает очень непродолжительное время. Этот факт могут подтвердить сотни автовладельцев, которые решились на подобный эксперимент в целях экономии.

На деле же получается совсем наоборот — вместо экономии, лишние затраты. А теперь рассмотрим, почему.

Причины поломки.

Наиболее частая поломка любого турбокомпрессора — износ или деформация подшипников скольжения, которые удерживают ротор. При нормальной работе ТКР между осью и подшипником возникает, так называемый, масляный клин, исключающий трение металла о металл.

Но стоит залить в турбокомпрессор не то масло, и даже при стандартных нагрузках масляный клин исчезает. Происходит это из-за того, что при росте температуры агрегата вязкость масла падает. То же самое случается, когда турбина работает длительное время на максимуме, вследствие чего наступает ее перегрев. А если объединяются оба этих фактора, то готовьтесь к тому, что турбонаддув в двигателе исчезнет очень быстро.

Итак, масло потекло. Требуется замена подшипников. Это первое, что приходит вам на ум. Однако более опытный водитель пойдет другим путем. Даже если он уверен, что проблема в подшипниках скольжения, нельзя исключать и другие варианты. Поэтому он отправляется на СТО для проведения диагностики.

Диагностика

Диагностика турбокомпрессоров предполагает проверку турбины по всем параметрам. Начиная от визуального изучения ТКР специалистом по их ремонту, и заканчивая «прогонкой» его на стенде. Забегая наперед, отметим, что диагностикой начинается ремонт турбокомпрессора, ею же он и заканчивается.

После того, как выяснены все неполадки, в специализированной организации начинают их устранять. При кустарном ремонте обычно используются дешевые аналоги, амортизационный ресурс которых на порядок ниже.

Еще один момент — при разрушении подшипников скольжения возможно повреждение крыльчатки ротора. Этот элемент турбокомпрессора выполняется из специального сплава и не подлежит ремонту. В этом случае требуется его замена. В противном случае, даже незначительные изменения в геометрии крыльчатки способны полностью нарушить технические параметры ТКР.

Диагностика позволяет выявить и критический процент износа других элементов турбины. Иными словами, тех, которые еще функционируют, но уже на грани.

Теперь вы понимаете важность предварительной грамотной диагностики турбокомпрессора перед его ремонтом.

Ремонт без «своих рук»

Нормальный ремонт возможен только после полной дефектовки деталей. Но прежде чем провести данную процедуру, турбокомпрессор следует разобрать правильно. Ударение на слове «правильно»! При отсутствии опыта вы просто дополнительно повредите детали ТКР, и тем самым еще больше усложните себе задачу по ремонту.

Затем весь комплект проходит очистку: некоторые детали пескоструят, а некоторые проходят только  ультро-звуковую ванну. Только так турбокомпрессору можно вернуть исходный вид, что позволит более точно определить проблемные зоны.

Следующий шаг — дефектовка. Путем осмотра определяются вышедшие из строя детали, а замерами — узлы с высокой степенью износа.

Профессиональный ремонт турбокомпрессора в обязательном порядке предполагает замену упорного подшипника, подшипника скольжения,  втулки газодинамических колец, компрессионных и уплотнительных колец. Это так называемый, ремкомплект.

После того как удалены все дефектные детали и подобраны новые, производится балансировка. Первым делом балансируется вал турбины, потом компрессорное колесо. На третьем этапе балансируется вал в сборе. Любой дисбаланс должен быть удален. Это важнейший этап ремонта ТКР, поскольку турбокомпрессор даже с небольшим дисбалансом может выйти из строя за пару секунд при высоких оборотах двигателя.

Следующая стадия ремонта турбокомпрессора — сборка деталей в корпус. И после этого выполняется балансировка картриджа.

Завершается процесс ремонта монтажом картриджа в «улитки», установкой перепускного клапана и общей регулировкой турбокомпрессора.

Сможете ли вы в обычных условиях произвести все перечисленные выше действия? Ответ очевиден. Теперь вы согласны, что ремонт турбокомпрессора своими руками — это не более, чем миф?!